Разделы





Заключение

Материалы » Нос как признак героя-трикстера в произведениях Н.В. Гоголя » Заключение

Рассмотрев загадку повести «Нос» и ряда других произведений Гоголя в новом, мифологическом ракурсе, мы увидели множество, казалось бы незаметных деталей – таких, как гипертрофированный нос у ряда персонажей; также мы узнали, что символ и детали у Гоголя имеют огромное значение, равно как и мифологическое восприятие мира Гоголем.

Мы заметили схожесть некоторых сюжетов Гоголя с кукольным театром и мифами! Например: сцена, когда проигравший Ноздрев пытается продать Чичикову разный хлам; похожее мы видим и в кукольном театре – там Петрушке (как мы замечали ранее он имеет схожие черты с такими персонажами Гоголя, как Чичиков, Ноздрев и другие) цыган пытается продать старую лошадь и другие вещи, и в итоге они дерутся (также и у Гоголя – Ноздрев попадает на Чичикова). Мы увидели схожесть и другого сюжета – Гоголя нос сбегает от Ковалева, а у древнего бога Трикстера то же проделывает фаллос (мы уже упоминали этот миф).

Как мы писали, у Гоголя можно выделить четырех явных трикстеров: Ноздрев, Чичиков, Шиллер и Нос (или Ковалев?!). В произведениях Гоголя нос имеет ряд функций. Во-первых: обозначение мужского начала и силы духа (например, «марсовость и воинственность» Чичикова), во-вторых: асоциальность образа героя (на фоне «других» персонажей «Мертвых душ» Ноздрев и Чичиков ярко выраженные» асоциальные типы»), в-третьих: необузданная сексуальность (например, Ковалева). Особенно заметна главенствующая роль носа в произведениях Гоголя «Мертвые души» и «Нос».

Но главная особенность нашей работы в том, что мы рассмотрели эту проблему в совершенно ином ракурсе – немного, казалось бы абсурдным, но интересном – мы рассмотрели ее через призму мифологического мышления.

Похожие статьи:

Дуэль Печорина с Грушницким (анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Приличьем скрашенный пророк Я смело предаю позору – Неумолим я и жесток. М.Ю. Лермонтов Грушницкий – представитель целого разряда людей – по выражению Белинского, – имя нарицательное. Он из числа тех, которые, по мнению Лермонтова, но ...

Истоки эпического мышления
Период конца XIX в. в России был особым по сложности и противоречивости процессов, происходивших в общественном бытии и общественном сознании. Причем интенсивность этих процессов в 900-е гг. все усиливалась. В эпоху рубежа веков окружающ ...

Эволюция житий и особенности образования агиографического жанра на русской почве. Житие как жанр литературы XVIII века
Житие как жанр средневековой литературы представляет собой сюжетное повествование о человеке, которого церковь за его подвиги возвела в степень “святого”. В основе жития лежала биография героя, чаще всего исторического лица, известного са ...